kpb-tex.ru

Упаковка подарков своими руками I Как сделать упаковку

Упаковка подарков своими руками I Как сделать упаковку
Урок 16. Все-все-все Алана Милна

^ Цели урока: ознакомить с творчеством, биографией Милна; учить объяснять переносное значение слов и словосочетаний; учить определять черты характера по репликам героев; развивать навыки анализа, формировать умение делать выводы; воспитывать умение дружить, вежливость, умение работать вместе.

Оборудование: видеозапись с мультфильмом про Винни-Пуха. Вставка книг. Карточки для закрепления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей

1. Отгадайте загадку. Из какой сказки этот сказочный герой? Он и весел и незлобен, Этот милый чудачок, С ним хозяин — мальчик Робин И приятель — Пятачок. Для него прогулка - праздник. А на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок — ... (Винни-Пух).

2. Сегодня мы ознакомимся с биографией писателя, создавше­го эту замечательную сказку, со сказочными героями, подаривши­ми нам столько веселых минут.

^ III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Родился и жил писатель в Англии. Отец А. Милна был руководителем школы. Их семья дружила с преподавателем этой школы — известным писателем Гербертом Уэллсом. Мальчик в детстве увлекался математикой, но в школе показал ещеи отличные литературные способности. Уэллс под­держал литературные начинания Милна. И хотя будущий писатель окон­чил математический факультет Кембриджского университета, его увлече­ние литературным творчеством оказалось сильнее.

За что бы ни брался Мили— пародии, сатирические рассказы, эссе, пьесы для театра, детективы — все пользовалось успехом у читателей.

Первым его опытом в детской литературе были стихи. Однако настоя­щую славу писателю принесли его истории, сочиненные первоначально для маленького сына — Кристофера Робина. Игрушки, которые были подаре­ны маленькому сынишке на первом году жизни - медвежонок, набитый опилками, лоросенок, ослик, кенгуру с детенышем, тигр, — стали сказоч­ными героями книги.

Первая книга «Винни-Пухи все-все-все» затмила прежнюю славу писате­ля. А два года спустя вышел расширенный сборник «Дом на пуховой опушке».

Секрет успеха книги - в ее героях. Они все разные: грустные и весе­лые, глупые и «очень» мудрые, любознательные и трусливые, боящиеся всего неизвестного. Слова, речь героев похожи на детские. А. Мили как будто бы подслушивал разговоры своего сынишки с игрушками.

Удивительно, но в сказке (как обычно бывает в сказке) нет борьбы добра и зла. Даже таинственный Щасвернуся и ужасный Слонопотам -это игра детского воображения. И вообще, все спасательные, поисковые «икспедиции» — это настоящая, увлекательная игра. Давайте и мы поиграем вместе с героями этих книг, пофантазируем и придумаем им новые приключения.

2. Рассматривание книг.

— Прочитайте на обложке фамилию автора. (Б. Заходер, Л. Милн.)

— Почему здесь еще один автор? Его фамилия вам знакома? (Да, мы читали его стихи, переводы английских песенок, сти­хов.)

— Откройте книгу. Прочитайте, что написано о книге в анно­тации, кратком изложении содержания книги. (Это пере­сказ Б. Заходера.)

— Как вы думаете, для чего понадобилось Б. Заходеру пере­сказывать книгу? (^ Она была написана на английском, а Захо­дер сделал пересказ на русском.)

— Послушайте, что пишет Б. Заходер в предисловии. (Учитель читает предисловие сам.)

— Почему Б. Заходер пишет, что «Винни-Пух стал совсем-совсем русским медвежонком»? (Его знают дети в нашей стране, есть мультфильм про Винни-Пуха.)

— Мультфильм о Винни-Пухе создал режиссер-мультипли­катор Федор Хитрук, а озвучивает его замечательный российс­кий артист Евгений Леонов. Давайте посмотрим фрагмент муль­тфильма.

(Показывается фрагмент мультфильма, когда все звери поздрав­ляют Ослика с днем рождения.)

— Назовите героев сказки, которых вы увидели в этом фраг­менте? (Ослик Иа-Иа, Сова, Пятачок, Винни-Пух)

— Каких героев сказки нет в нашем мультфильме? (^ Тигры, Кен-ги, крошки Ру.)

— Теперь давайте откроем содержание книги. Как разделена книга? (Там есть главы.)

— Прочитайте названия глав. Что вывидите? (В названии главы рассказывается, о чем она.)

— Какие главы вы прочитали дома? Какие вам особенно по­нравились?

—Давайте послушаем пересказ глав, которые вам понравились, поймем, почему вы выбрали их.

3. Пересказ глав.

(«Глава вторая, в которой Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение».)

— Как вы поняли, почему глава так называется? (Винни-Пух в гостях много съел и не мог выйти — поэтому безвыходное поло­жение.)

— Это — прямое значение слова. А какое переносное? Когда говорят «попал в безвыходное положение»? (Это значит, чтоу человека что-то случилось и нельзя ничего исправить.)

— Посмотрите, как весело играет Мили значением слова.

— Почему песенка в этой главе называется «ворчалка»? (Вин­ни-Пуху было лень делать зарядку и он ворчал.)

— Для чего ему нужна была зарядка? (Вини-Пуху хотелось по­худеть.)

— О чем же он подумал в первую очередь, увидев нору Кроли­ка? (О том, что его чем-нибудь угостят.).

— Как вел себя в гостях Винни-Пух? Что вас рассмешило? (Он сказал, что ему не надо хлебы, чтобы не показаться жадным, а сам все съел у Кролика. Винни-Пух, как только пообедал, сразу собрался домой. Кролик из вежливости спросил, нехочетлиеще чего-нибудь Пух, а Пух спросил: «Аразве что-нибудь еще есть ?»)

— Почему Кристофер Робин часто говорит Пуху: «Ах ты глу­пенький мой мишка»? (Он его очень любит.) (Аналогично рассматриваются другие главы.)

^ IV. Закрепление

1. Работа в группах.

—Давайте проверим, какими вы представили себе героев сказ­ки. Разделимся для этого на группы. Каждая группа получает лис­ток с чертами характера и именем героя. Выберите те черты харак­тера, которые присущи герою, докажите репликами из книги, по­ступками этого персонажа.

(Группам раздаются карточки (см. приложение). На обсужде­ние дается 7—10 минут.)

— От каждой команды выступает один человек. Прочитайте слова, которые вы выбрали, докажите на примерах.

2. Литературная игра.

^ Тур «Ктоэто?»

— Объясните, кому принадлежат эти имена. Ру (кенгуренок), Сашка Букашка (самый маленький родствен­ник Кролика), Бука (Страшныйзверь, выдуманный Пятачком.)

^ Тур «Все кончилось хорошо»

— Чем закончились приключения Винни-Пуха, когда он:

а) искал Буку;

б) спасал Пятачка;

в) полез надерево за медом;

г) застрял в норе Кролика;

д) пошел искать Северный полюс; • е) отправляется на поиски хвоста Иа-Иа?

^ Тур «Конкурс грамот еев»

— Объясните смысл слов:

а) правильнописание; :-,.'•'

б) икспедиция;

в) пиргорой;

г) щасвернуса;

| д) бычья цедура;

е) спаслание.

(Правописание, экспедиция, пиргорой, сейчас вернусь,, обычная цедура, послание.) . -",-,•.

Подведение итогов

1. Награждение.

2. Беседа.

— Чем полюбились детям герои Милна? (Они глупенькие, смеш­ные, любят выдумывать приключения.)

— Какие интересные приемы использует автор, чтобы рассме­шить читателя? (Дает словам другое значение. Зашифровыва­ет слова — пишет их неправильно, с ошибками.)

^ VI. Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим знакомство с современны­ми литературными сказками. Прочитайте одну из сказок Э. Ус­пенского. Принесите в класс книги со сказками о крокодиле Гене и его друзьях, о мальчике Дяде Федоре, о Вере и Анфисе и др.

^ Урок 17. Творчество Эдуарда Успенского

Цели урока: ознакомить с творчеством Э. Успенского, особен­ностями его сказок, литературными персонажами; учить опреде­лять тему произведения; развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя , видеокассеты с мультфильмами по сказкам Успенского, аудиозаписи с песнями из мультфильмов, карточки для литературной игры.

Ход урока

^ I. Организационный момент

II. Постановка целей

1. Игра «Восстанови слова».

— Вставь пропущенные гласные, иты прочитаешь имена ска­зочных героев, о которых мы будем сегодня говорить.

ЧБРШК МТРСКН ПЧКН ШПКЛК НФС ПЛССН (Чебурашка, Шапокляк, Матроскин, Анфиса, Печкин, Пыле-.сосин)

2, Беседа.

— Из каких сказок эти персонажи? («Крокодил Гена и его дру­зья», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису», «Гаран­тийные человечки».)

— Кто автор этих замечательных сказок? (Эдуард Успенский.)

— Где вы видели этого веселого писателя? (^ Он часто выступает в передаче«Спокойной ночи, малыши» и разных детских передачах.)

— Сегодня вы поймете, почему его сказки так популярны, лю­бимы детьми. Узнаете, как талантлив их автор, сколько у него дел, чем он занимается и интересуется.

^ III. Изучение темы

1. Рассказ учителя.

Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его доб­рый и веселый нрав, любовькдетям, интерес к сочинительству круто изме­нили его жизнь — он стал писателем.

Работает Успенский во многих жанрах; сказки, детективы («Следствие ве­дут Колобки»), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и ки­нофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы. Нообъединяет их одно— всеего произведения очень современны и потемам, и по языку,ипо деталям.

Поэтому, наверное, они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми.

И все-таки главное достоинство его книг — неповторимый мир ска­зочных героев. Они непохожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.

Будь то Чебурашка, старуха Шапокляк, профессор Чайников, обезьян­ка Анфиса, кот Матроскин — у каждого свой образ, характер, язык.

Во всех его сказках раскрывается тема взаимопонимания взрослых и детей, тема одиночества и поиска друга в большом современном городе. Это тоже близко, понятно и актуально для взрослых и детей. А в его сказке «Меховой интернат, или Девочка-учительница» поднимается тема про­блем в современной школе. Как сделать так, чтобы школа стала интересной, чтобы дети ходили туда с удовольствием? Вы согласитесь с тем, что об этом мечтаютидети, ивзрослые!

Но творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для взрослых и подростков, «лекции» для студентов. Он ав­тор многих проектов: детское издательство «Самовар», радиопередача «В нашу гавань заходили корабли».

Вот какой многогранный и талантливый человек.

— А мы сегодня на уроке послушаем отрывки из его сказок, вместе посмеемся. Подумаем, какие «взрослые» и «детские» про­блемы скрываются за веселыми сюжетами.

2. Выразительное чтение отрывков из сказок, стихов.

(Если у детей есть одинаковые книги, можно организовать вы­разительное чтение по ролям. Обсуждаются: «Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены».)

— О чем мечтали Гена, Чебурашка, жирафа, Анюта, девочка Галя, когда строили дом? (^ О том, чтобы найти друга.)

— Как вы думаете, почему Шапокляк мешала им? Она не хо­тела иметь друзей? (Нет, просто у нее такой характер. Ей тожехочется общаться, иметь друга. Но она неумеет этого сказать, сделать.)

— Чебурашка и Гена такие разные. Почему же они стали дру­зьями? (^ Они оба были одиноки. Они добрые. Им хочется по­мочь другим героям.)

— Что вас рассмешило, позабавило в этих сказках? (Гена и Че­бурашка очень смешно разговаривают. Сними происходят смеш­ные истории.)

— Какова же тема этих сказок? (Эти сказки о том, как трудно быть одиноким. Как важно найти настоящего друга}

— Какая из пословиц выражает главную мысль сказки? ^ Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Добра хочешь - добро и делай. Нет друга — ищи, а нашел — береги.

3. Обсуждение произведений «Дядя Федор, пес и кот», «Дядя Федор идет в школу», «Каникулы в Простоквашино».

— Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему?

— Какой характер у кота Матроскина? (^ Он практичный, хозяй­ственный.)

— А у Шарика? (Он, наоборот, наивный, непрактичный, с ним постоянно случаются неприятности.)

— Почему кот и пес постоянно ссорились друг сдругом?0ни не любят друг друга? (Нет, просто они очень разные. Но когда они ссорятся, очень скучают друг по другу. А мириться не умеют.)

— Значит, надо общаться только с теми, кто очень похож на тебя по характеру? (Нет. Надоуметъ дружить с разными людьми.)

— Что вы можете сказать о Дяде Федоре? (Он серьезный не по годам. Хочет быть самостоятельным.)

— Почему он ушел от родителей? Он не любил их? (Любил. Просто у взрослых свои дела, проблемы. А у мальчика не было друга. Ему очень хотелось общаться с кем-то.) -

— Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте вы­разительно эти отрывки.

— Есть ли в сказке отрицательные персонажи? Можно ли на­звать отрицательным героем Печкина? (Нет. Он просто взрос­лый. Он относится к жизни не как Дядя Федор. Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.)

— Какие смешные стороны характера Печкина вы подметили? (^ Он, как дети, любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним про­исходят смешные истории.)

— О чем же эти сказки? (Об отношениях взрослых и детей. О тер­пимости, сочувствии друг к другу.)

Обсуждение произведения «Гарантийные человечки».

— О чем говорят имена гарантийных человечков? (^ О том, где они живут. Холодилин — из холодильника, Пылесосин — из пылесоса и т.д.)

— Почему девочка Таня так настойчиво искала человечков? (Ей хотелось живых друзей, а не игрушек.)

— Почему человечков видела только Таня? (Мама взрослая. Она не верит в сказки. Ей некогда, у нее много дел. А Тане скучно. У девочки нет друзей.)

— Какжилосьчеловечкам, когда их настойчиво искаладевоч-ка? (Они придумывали разные хитрости, чтобы обмануть де­вочку. У них стало много работы.)

— Как вы поняли, почему им нельзя показываться? (Дети начнут разбирать дома технику, она будет ломаться. А че­ловечки должны следить за тем, чтобы техника была ис­правна.)

— Почему Тане стало стыдно за свои поступки? (^ Она поняла, \ что доставляла им неприятности.)

— О чем эта сказка? (Об отношениях взрослых и детей, о дружбе.)

5. Обсуждение стихотворений Э. Успенского.

— Успенский написал и много замечательных, веселых стихов для детей. Давайте вспомним некоторые из них. Прочитаем строч­ки вслух, хором.

(Чтение стихов «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».)

— Прочитайте стихи, которые вы нашли.

ГУ. Закрепление

1. Литературная викторина.

— Закончите строчку из стихотворения Успенского. Ехал кактус на окне, Вел старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на... (коне).

— Был на квартиру налет?

— Нет.

— К нам заходит бегемот?

— Нет-

— Может быть, дом не наш?

— Наш. - - " '' '^ ,

— Может, не наш этаж? . •" ..

— Наш. "'\''' Просто приходил Сережка, Поигралимы... (немножко). :

Палка, палка, огуречик, . ^ ,. .. Вот и вышел человечек.

А теперь добавим ножек, \ ; • . \

Получился ... (осьминожек). '.,'_ ^. .."_ ..'../..•' ,; .

Отчего ж я не девчонка? ,--=;,,, л ч • .:- ..--•" Я бы маме так помог! :•-':-.- "•,-.•,• / . , < .-Мама сразу бы сказала: -\,- '.,-,-. ';:-.-!!;.,"••• «Молодчинаты,... (сынок)\» .,- .- •, ,-Д> • . .

Всем известный математик ;'•"•'- '--."' '^-" '• Академик Иванов " "-' •' • : Ничеготак не боялся, ""'••••' '-v' -" Как больниц и... (докторов). -:'-

^ Тур «В стране мульти-пульти»

Показ отрывков из мультфильмов «Крокодил гена и его дру­зья», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису», мультфиль­мов по стихам. (Отгадывание названий произведений.)

Тур «Кто есть кто»

— По именам сказочных персонажей угадайте, кто они.

Чебурашка (игрушка), Анюта (жирафа), Новости Дня (га­рантийный человечек), Анфиса (обезьянка), Чандр (лев), Матрос-кин (кот), Лариска (крыса), Печкин (почтальон), Машка (ку­кушка из часов), Шарик (собака), Мария Францевна (обезьянка), Татьяна Викторовна (учительница), Буре (гарантийный челове­чек из часов.)

Тур « Чья это песня ?»

Прослушивание аудиозаписей песен из мультфильмов, отгадывание имен персонажей. Если нет возможности—чтение строчек из песен, Я был когда-то странной Игрушкой безымянной...(Чебурашка}

Голубой вагон бежит, качается,

Скорый поезд набирает ход... (Крокодил Гена)

Кто людям помогает,

Тот тратит время зря.,.(Шапокляк)

^ V. Подведение итогов

1. Награждение победителей.

2. Беседа. :.

— Что вы узнали о творчестве Успенского?

— Какие сказки Успенского знаете?

— Чем они интересны, необычны? (Интересные персонажи. Много юмора. Они современные.)

^ VI. Домашнее задание

Успенский — настоящий педагог. Он тонко чувствует душу ре­бенка, стремится обратить взоры взрослых к проблемам детей.

Эту тему поднимает в своих произведениях еще один замеча­тельный детский писатель Г. Остер. Прочитайте эти произведения. Приготовьте пересказ главы сказки или выучите наизусть одно из стихотворений.'

^ Урок 18. Творчество Г. Остера

Цели урока: ознакомить с творчеством Г. Остера, особенностя­ми его произведений; обратить внимание на словотворчество писа­теля; развивать мышление, память, творческие способности; вос­питывать умение дружить, работать вместе, культуру поведения.

Оборудование: выставка книг, карточки для игры, видеозаписи мультфильмов по сказкам Г. Остера.

Ход урока

^ I. Организационный момент

II. Постановка целей

— Восстановите слова (см. приложение). (Григорий Остер)

— Какие книги этого писателя вы читали? («Вредные советы», «Зарядка для хвоста», «Обезьянки младшего возраста», «Петь­ка-микроб», «Котенок по имени Гае»)

— Сегодня мы поговорим о книгах этого писателя, о его твор­честве.

^ III, Изучение темы

1. Рассказ учителя.

Первая книга писателя «Как хорошо дарить подарки» сразу при­несла ему известность. А четверка ее героев — мартышка, попугай, слоненок, удав — полюбились и взрослым, и детям по серии мульт­фильмов,

Все истории, случившиеся с героями, построены на решении несу­ществующих задач, проблем (то есть на парадоксах). Как закрыть за­кон природы? Куда мог потеряться привет? Как сделать зарядку для хвоста?

Диалоги, которые ведут персонажи, полны юмора. Часто писатель иг­рает со значением слов (как это делали поэты-обериуты), и получаются оченьзабавные слова.

Умножать — умно жать (глупо жать глупо). Или: почему упадет орех — по чему (по затылку), наглядное пособие — ненаглядное (чтобы нагля­деться не могли), и т.д.

Такие же смешные диалоги можно увидеть в сказке «Котенок по имени Гав», где само имя котенка парадоксально, удивительно.

Эти же приемы использует автор в своих «Вредных советах», в сказке «Петька-микроб».

Григорий Остер не просто любит детей, он понимает их проблемы. Это очень чувствуется в книге «Вредные советы». На вопрос о возмож-I юм вреде этих советов в одном интервью он сказал: «В отличие от взрос­лых дети правильно реагируют на советы. Никому и в голову не придет следовать им».

Григорий Остер стремится сделать веселой и школьную жизнь детей. Его задачник по математике стал популярен среди учителей и учеников.

Остер — замечательный детский писатель, сценарист, драматург (он пишет сценарии для кукольных театров).

2.Чтение произведений.

— Вы приготовили сегодня выразительное чтение отрывков из сказок. Выучили наизусть стихи Г. Остера. Давайте послушаем его произведения, поразмышляем, что делает их веселыми, смеш­ными.

Обсуждение сказок из книги «Зарядка для хвоста».

— Назовите главных героев сказки.

— Что вы можете сказать о характере героев? Найдите слова, которые относятся к характеру героев.

(На доске нарисована схема. Дети подбирают к именам героев черты характера. Учитель соединяет эти слова.)

(Мартышка — веселая, шумная, торопливая;удав — серьезный, медлительный; слоненок — спокойный, застенчивый, вежливый; по­пугай —любознательный, умный.)

— Как автор показывает нам характеры героев? (^ Через их по­ступки, слова, диалоги.)

— Прочитайте отрывки, которые характеризуют мартышку. («Еще как не хватает!—закричала она, вскакивая. —Ачто, уже можно хватать ?» и др.)

— Какие слова передают характер удава? («Конечно, удав любил бананы, но еще сильней онлюбил совершать научные действия" и другие отрывки.)

— А слоненка? («Напрасно, —укоризненно посмотрел на удава слоненок. — Нехорошо бросаться орехами»; «Извините, — вздох­нул слоненок. — Но это какой-то несправедливый закон» и дру­гие отрывки.)

— Прочитайте реплики попугая, которые доказывают, что он умный, любознательный. («Математика не ест бананов!-крикнул попугай. — Она наука!Ее надо знать, чтобы совер­шать научные действия».)

— Почему диалоги получились такими забавными? (Иногда герои не знают значения слов и понимают их по-другому.)

— Приведите примеры. («Воспитание» мартышка поняла как питание. Попугай просит отнять бананы, то есть вычесть. А слоненок стал отнимать бананы у мартышки. Мартышка думала, что «привет»это какая то вещь, подарок. И т.п.)

— Прочитайте смешные диалоги животных, которые вам осо­бенно понравились. (Выразительное чтение отрывков.)

Обсуждение произведений «Обезьянки младшего возра-;та», «Котенок по имени Гав», «Петька-микроб» по плану:

— Характеристика героев.

— Поиск слов и выражений, которые обыгрывает Остер.

— Выразительное чтение отрывков.

Обсуждение произведения «Вредные советы».

— Кому адресована книжка? (Непослушным детям.)

— Почему? (Непослушные дети все делают наоборот.)

— Значит, надо следовать этим советам? (Нет, иначе будут не­приятности.)

— Прочитайте советы, которые вы выучили. А слушатели пусть )пределят, в чем состоит «вредность» этих советов. (Выразительное чтение отрывков.)

3. Сочинение советов детьми.

— Дашйтеимыпопрэбуемточинитьтакойсовет.Обратитевни-мание, есть ли рифмы в этих советах? (Нет. Это белые стихи.)

— Давайте прохлопаем ритм стихотворений. (Например: Тб — та — тб — та, тб — та — тб — та Тб — та — тб — та, тб — та — тб)

— Такие стихи называются двухмерными. Попробуйте сочи-ипъ совет на данную тему.

(Класс делится на группы. Каждой группе предлагается тема. Например: «Отдыхай на уроке», «Ешь много сладкого», «Остав-|ляй обед в тарелке», «Списывай контрольную у соседа», «Прихо-щ с прогулки, когда стемнеет» и т.п.)

4. Оценивание работы групп, выбор самого удачного стихотво-

2НИЯ.

{IV. Закрепление

1. Разгадывание кроссворда «Герои книг Остера» (см. прило­жение).

(Ответы. По горизонтали: 1. Удав. 2. Сложение. 3. Спартак. |4. Петя. 5. Ангинка. 6. Мутант. 7. Гав. 8. Слоненок. 9. Шарик. ] 10. Троллейбус.

По вертикали: 1. Воспитание.)

2. Просмотр отрывков из мультфильмов. Угадывание названий [историй.

(У. Домашнее задание

Юмор, любовь к детям — отличительная черта рассказов еще |одного детского писателя.

К следующему уроку прочитайте один из рассказов о детях |В. Драгунского.

^ Урок 19. «Тайное всегда становится явным». Рассказы В. Драгунского о детях

Цели урока: ознакомить с творчеством В. Драгунского, его био­графией; учить определять тему; учить выразительному чтению по ролям; развивать мышление, память, умение передавать содержа­ние произведения; воспитывать доброту, умение сопереживать.

Оборудование: выставка книг, видеокассета с фильмом «Весе­лые истории», схемана доске.

Ход урока „ I

^ I. Организационный момент , :

II. Постановка целей

— Прочитайте название урока.

— Когда так говорят детям? (Когда ребенок что-то натворил, но не признался взрослым.)

— Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский.)

— О ком и для кого писал рассказы этот писатель? (^ О детях, для детей.)

III. Изучение темы

1. Рассказ учителя.

Творческий путь этого писателя начинался не на литературных, а на театральных подмостках. Закончив актерский факультет, он играет в Теат­ре сатиры, Театре-студии киноактера, в цирке. Но по-настоящему его ко­медийный талант раскрывается, когда он начинает работать художествен­ным руководителем театра «Синяя птичка». Тогда-то он и начинает пи­сать. Сначаладля сцены — клоунады, репризы (сценки), пробует себя и роли поэта-песенника.

Первая книга для детей называлась «Он живой и светится». Она имела оглушительный успех. С этого времени он активно начинает заниматься литературньш творчеством. Он написал около 90 рассказов для детей. Сбор­ники его рассказов неоднократно переиздавались. По ним ставили спек­такли, снимали кинофильмы.

В сборнике «Денискины рассказы» он изобразил своего сына и отчасти самого себя.

Рассказы написаны с юмором. Драгунский, показывая сына наивным, простодушным, романтиком, вместе стем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

Особый язык рассказов писателя помогает глубже понять характер ге­роев, их отношения

—Давайте послушаем, какие рассказы прочитали ваши одно­классники. Определите, как поступки и реплики Дениски, его друзей и родителей характеризуют их.

2. Обсуждение произведения «Тайное всегда становится яв­ным.

— Узнаете ли вы себя и своих друзей в Дениске? (Да. Дети ча­сто не любят есть кашу и находят уловки, чтобы отказаться от нее.)

— В чем же юмор, комичность ситуации? (Дениска решил обма-нутъмаму, но обман раскрылся.)

— Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило? (Он ее посолил, подсластил, вылил туда хрен.)

— Осуждаете ли вы Дениску? (Нет, он очень хотел в Кремль, но не хотел есть кашу, а мама заставляла. Дениска осознал свой проступок.)

3. Обсуждение произведения «Он живой и светится».

— Что вас рассмешило в этом рассказе? (Как Дениска с Мишкой менялись.)

— Бывало ли с вами такое?

— Почему же мама не обрадовалась? (Это был подарок папы.)

— Осуждаете ли вы поступок мальчика? (Нет. Дениске было скучно, одиноко, а светлячок стал ему другом.)

— О какой черте характера Дениски вы узнали? (^ Он мечта^ тель, поэт.)

— Ачто вы можете сказать о маме? (Она добрая. Поняла Де­ниску.)

4. Обсуждение произведения «Шляпа гроссмейстера».

— Кто такой гроссмейстер?

— Почему Дениска решил, что «дяденька» гроссмейстер? (^ Он был очень важный, серьезный.)

— Какой поступок совершил Дениска? (Он вытащил шляпу из пруда.)

— Почему же этот «дяденька» рассердился? (Шляпа была мок­рая, грязная, рваная.)

— Виноват ли в этом Дениска? (Нет, онхотел помочь.)

— Что вы можете сказать о Дениске? (^ Он бескорыстный, доб­рый.)

5. Обсуждение произведения «Слава Ивана Козловского».

— В чем комичность этого случая? (Денискарешил, что петь хорошоэто петь громко.)

— Почему у Бориса Сергеевича «тряслись» плечи? (^ Он сме­ялся.)

— Что вас рассмешило в конце рассказа? (Дениска подумал: «Неужели Козловский поет громче меня?»)

— Почему мама покраснела и возразила учителю? (^ Оналюбшш сына, ей хотелось, чтобы у сына все было хорошо, все получа­лось.)

6. Обсуждение произведения «Что любит Мишка», «Что я люблю».

— Что вас рассмешило в рассказе Мишки? (^ Он любит есть

вкусное.)

Как об этом сказал учитель? («Целый продуктовый магазин».) -'— Почему Мишка покраснел? (Ему стало стыдно, чтоонлю-бит только себя, а о близких забыл.)

Что вы можете сказать о Дениске по его рассказу? (Он доб­рый, смешной. Любит играть. Увлекается разными новыми за­нятиями. Любит животных.)

(Аналогично проводится работа над другими рассказами: «Где это видаНо», «Главные реки Америки», «Сверху вниз, наиско­сок», «Друг детства», «Девочка на шаре».)

^ IV. Закрепление изученного

— Что вы узнали о Дениске Кораблеве из рассказов Драгунс­кого? (Он добрый, умеет сочувствовать, переживать, щед­рый, бескорыстный, мечтательный, романтик.)

— Какие отношения у Дениски с родителями? (Онлюбитро-дителей, дружит с ними, делится с ними своими пережива­ниями.)

— Как относятся к нему мама с папой? (^ Они строгие, но спра­ведливые. Уважают Дениску. Понимают его.)

— Чем интересен язык произведений Драгунского? (Порепли­кам героев можно судить о иххарактере. Много смешных слои, выражений.)

— Подберите к словам на доске синонимы, слова, близкие пс смыслу,

раскромсал (яйцо) дырявый лопнутый (круг) оплеуха добрость раскрашивать бухнусь упаду гамкнула (собака) раскрошил малевать насадка, крышка мелюзга получалось плюха • доброта ладилось съела (быстро) нахлобучка (у шланга) малыши

— Почему ребята так говорят? (Они маленькие, не умеют выра­зить свои мысли по-другому.)

^ V. Итог урока

— Чем интересны рассказы Драгунского? (Б нихмного юмора.)

— Как Драгунский показывает характер героев? (Черезихсло-ва, поведение.)

— Что вы можете сказать о самом авторе? (Он любит детей, чув­ствует их, понимает их проблемы. Это веселый человек, у него хорошее чувство юмора.)

^ VI. Домашнее задание

Наш следующий урок будет посвящен Дню защитников Отече­ства. Прочитайте к этому уроку рассказы и стихи об армии, наших солдатах, о подвигах наших соотечественников, о делах своих свер­стников в годы войны.

^ Урок 20. Твои защитники

Цели урока: ознакомить учащихся с событиями Великой Отече­ственной войны; рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы; познакомить с произведениями о войне; рассказать о том, как в мирное время солдаты защищают нас от беды; развивать речь, навыки анализа; воспитывать уважение к подвигу наших предков, гордость за нашу родину, армию ненависть к насилию, жестокости.

Оборудование: выставка книг о войне, аудиозапись песни «Свя­щенная война» на стихи Лебедева-Кумача; фоторепродукции па­мятников Неизвестному солдату (в Берлине), монументов и па­мятников в Москве, городах России.

Ход урока

^ I. Организационный момент

II. Постановка целей

1. Прослушивание аудиозаписи песни «Священная война»,

2. Беседа.

— О чем эта песня?

— О каком времени, каких событиях она рассказывает? (^ О на­чале Великой Отечественной войны, это было в июне 1941 года^)

— Прочитайте тему урока. О чем мы будем сегодня читать сти­хи и рассказы? (О Великой Отечественной войне, о том, как наши солдаты защищали нашу Родину.)

^ III. Изучение нового материала

1, Беседа.

— О каких великих защитниках нашей родины вы читали на уроках чтения? (О Дмитрии Донском, Александре Суворове, о защитниках Родины во время Великой Отечественной войны.)

— Когда происходили события, прославившиеДмитрияДон-ского? Какая беда тогда постигла нашу Родину? (^ Тогда стра­на была под гнетом монголо-татарского ига. Русские люди 250лет платили даньмонголо-татарскимханам.)

— В какой войне прославил себя Александр Суворов? (Врус­ско-турецкой войне.)

— О каких тяжелых временах для нашей родины вы читали ста -хи и рассказы на уроках чтения? (^ О Великой Отечественной войне.)

— Что вы знаете о той войне? Когда она началась? С кем воевали наши предки? Сколько лет длилась война? (На нашу страну напала фашистская Германия. Война длилась 4 года. Много людей погибло тогда. Фашисты убивали даже мирных жителей, угоняли их в концлагеря, на работу в Германию. Война закончилась в мае 1945 года победой нашей страны.}

2. Рассматривание выставки книг.

— Посмотрите, какие книги о той войне на нашей выставке.

— Кто читал рассказы С. Баруздина «Шел по улице солдат»?

— Почему книга так называется? (Каждыйрассказ в ней начи­нается с этих, слов.)

— О чем рассказывается в книге? (Отом, какие подвиги совер­шали солдаты во время войны. О службе солдат нашей Армии в мирное время.)

— О чем книга Л. Кассиля «Твои защитники»? (О защитниках нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, о подви­гах, которые они совершили, чтобы освободить нашу землю от фашистов.)

— А о чем сборник «Золотые звезды»? (Это сборник стихов и рассказов о защитниках нашей родины.)

— Кто помогал освобождать нашу землю от фашистских зах­ватчиков? (Люди, которые трудились в тылу; медсестры и врачи; партизаны; подростки, помогавшие разведчикам и т.д.) (Далее обсуждаются книги: А. Гайдар — «Поход»; В Катаев -«Рассказы»; А. Твардовский — «Рассказ танкиста»; и т.д.)

3. Чтение стихов и рассказов детьми.

4. Беседа.

— О каких подвигах солдат вы узнали из этого произведения?

— Какие чувства вв! испытали?

— Легко ли досталась нам победа в мае 1945 года?

— Как помогали солдаты людям из других стран во время их освобождения?

— Почему солдаты кормили немецких людей, рассказ Н. Богданова «Солдатская каша»?

— О каких качествах наших солдат это говорит?

5. Чтение учителем стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной...»

— Прошло уже 60 лет со Дня Победы, но наш народ свято хра­нит память о своих защитниках.

— Посмотрите на фоторепродукции. На них изображены па­мятники и монументы солдатам, погибшим в годы войны.

— Как люди относятся к памяти павших?

— Почему у молодоженов появился обычай возлагать цветы к памятникам погибшим солдатамвденьсвадьбы?

— Есть ли у нас такое памятное место?

— Почему так важно нам, людям, не видевшим войны, хранить память о наших солдатах?

— Есть ли в вашей семье памятные реликвии о прадедушках, прабабушках, которые в годы войны трудились в тылу, сра­жались на фронте?

6. Коллективное чтение рассказов о нашей армии. (Отпечатать тексты или взять в библиотеке.) ^ Первая группа. С. Баруздин — «В стране друзей». Вторая группа. С. Баруздин —«Нет силы сильнее». Третья группа. С. Баруздин — «Когда пройдет много лет».

— Как помогают солдаты нашей армии людям в мирное время? (Помогают, когда случилась беда: наводнение, землетрясение, пожары.}

— Кто охраняет нас от преступников, спасает людей во время террористических актов? (Это солдаты из специальных войск.)

— Какие еще специальности есть у солдат и офицеров в ар­мии? (^ Пограничники, ракетчики, танкисты, летчики, мо­ряки и т.п.)

— Кто будет защищать нашу Родину, покой мирных людей че­рез 10, 15 лет? (Мы, те ребята, которые сейчас учатся.)

— Какими достоинствами должен обладать современный во­еннослужащий? (Бытьумным, образованным, сильным, вы­носливым.)

— Необходимо ли солдату быть милосердным, иметь чувство жалости, сочувствия?

— Посмотрите на эту фоторепродукцию. (Учитель показывает «Памятник неизвестному солдату» н г. Берлине.)

— Почему на руках у солдата маленькая девочка?

— Кто читал об этом в стихотворении или рассказе? Расскажи­те. (Этот памятник рассказывает о'случае на войне, когда солдат услышал во время боя плач девочки. Рискуя своей жиз­нью, он вынес ее с поля боя.)

— Посмотрите, какими отзывчивыми, милосердными были наши солдаты, даже в конце войны, испытав много горя, лишений, боли, потеряв на войне близких и друзей. Душа солдата не очер­ствела к горю других людей.

^ IV. Итог урока

— О каких подвигах солдат нашей армии вы узнали на уроке?

— Как мы должны относиться к памяти о павших в этой тяже­лой войне?

— Какими качествами характера, достоинствами должен обла­дать современный солдат?

— Кого бы вы хотели поздравить с праздником в День защит­ника Отечества?

^ V. Домашнее задание

О подвигах наших далеких предков сложены легенды, были­ны, богатырские сказки.

К следующему уроку узнайте имена русских богатырей. Про­читайте былину, легенду или сказку о них.

Приготовьте выразительное чтение отрывка из понравившегося вам произведения.

(Рекомендуемая литература:

Былины: «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Туга-рин».

Сказки: «На заставе богатырской», «Сказка про Илью Му­ромца».)

Скачать 1.35 Mb.

страница 4/6 Дата конвертации 24.10.2013 Размер 1.35 Mb. Тип Урок Картинки для вышивки гладью цветов фото
Картинки для вышивки гладью цветов 79
Картинки для вышивки гладью цветов 35
Картинки для вышивки гладью цветов 29
Картинки для вышивки гладью цветов 16
Картинки для вышивки гладью цветов 98
Картинки для вышивки гладью цветов 30
Картинки для вышивки гладью цветов 20
Картинки для вышивки гладью цветов 3
Картинки для вышивки гладью цветов 81
Картинки для вышивки гладью цветов 9
Картинки для вышивки гладью цветов 84
Картинки для вышивки гладью цветов 92
Картинки для вышивки гладью цветов 79
Картинки для вышивки гладью цветов 42
Картинки для вышивки гладью цветов 74
Картинки для вышивки гладью цветов 40
Картинки для вышивки гладью цветов 12
Картинки для вышивки гладью цветов 40
Картинки для вышивки гладью цветов 78
Картинки для вышивки гладью цветов 46
  • Приспособление для заточки кухонных ножей своими руками
  • Открытки с днём смеха
  • Поздравления в стихах с днем рождения прабабушке
  • Самый офигенный подарок на свадьбу
  • Люстра из компьютерных дисков своими руками
  • Груз для джига своими руками